Перспективный план по развитию речи в старшей группе.
08 октября 2021
|
Тема |
Цель |
Методические приёмы |
|
1 |
|
Мы –воспитанники старшей группы |
Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи |
1.Рассказ воспитателя: Кто такой собеседник? 2.Беседа : Воспоминание о лете 3.Беседа: Что значит быть воспитанными? 4.загадки, считалки 5.Анализ |
2 |
|
Рассказывание русской народной сказки «Заяц- хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» |
Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки» |
|
3 |
Пересказ сказки «Заяц-хвастун» |
Помочь детям составить план пересказа сказки. Научить пересказывать сказку. Придерживаясь плана. |
|
|
4. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с |
Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой |
|
|
5 |
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. |
Научить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Воспитывать любовь к природе во всех её проявлениях. |
|
|
6 |
Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» (в сокращении) |
Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень» |
1.беседа об осени 2.Чтение первого четверостишия воспитателем 3.вопросы . 4. Повторное чтение присоединяя к нему два последующих четверостиший. Повторное чтение всего стихотворения, нацелить на запоминание 5.Чтение стихотворения с разными интонациями 6.воспитатель читает . дети повторяют 7. чтение детьми запомнившихся строчек 8. анализ |
|
7 |
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней |
Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине. Придерживаясь плана. Воспитывать любовь к природе. |
1.Воспитатель ставит картину. Даёт возможность рассмотреть её. 2.Беседа по картине. 3. Вопросы по картине . 4.Объяснение воспитателя как нужно составлять рассказ по картине 5. составление рассказа по плану 6.воспитатель даёт свой образец рассказа 6.анализ |
|
8 |
Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
|
Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. Любовь к поэзии |
|
|
9. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц
|
Закрепить правильное произношение звуков с-ц; научить детей дифференцировать звуки: различать в словах. Выделять слова с заданным из фразовой речи, называть слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. Интерес к занятию
|
1.Воспитатель рассказывает про песенки звуков 2. Выполнение самостоятельных заданий 3. Чтение Я.Щеголева «Ранним утром» 4.Игры «Пирамидки- звуки» 5.Чтение сказки «Цыплёнок»
6.Анализ |
|
10 |
Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму».
|
Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.
|
|
|
11 |
Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»
|
Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков».
|
|
|
12 |
Весёлые рассказы Н.Носова |
Познакомить детей с новыми весёлыми произведениями Н.Носова. Интерес к весёлым произведениям о детях |
анализ
|
|
13 |
Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка»
|
Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка». Любовь к сказкам, умение понимать добро и зло.
|
анализ
|
|
14 |
Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет»
|
Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его. Память, мышление.
|
|
|
15 |
Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Воронёнок» |
Научить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)Смекалка, взаимопомощь, словотворчество. |
|
|
16 |
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней |
Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Научить самостоятельно составлять рассказ по картинке. Придерживаясь плана, Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, заботу о ближних, культура общения. |
1.Рассматриванние картины «Ежи» из серии «Дикие животные П.Меньшиковой» 2. Оценка ответов детей 3. Образец рассказа воспитателя 4.Составленние рассказов детьми по предложенному плану 5.Чтение отрывка из произведения С.Маршака «Тихая сказка» 6.Анализ |
|
17 |
Учимся вежливости
|
Рассказать детям о некоторых правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.
|
|
|
18. |
Звуковая культура речи : работа со звуками ж-ш
|
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; научить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание
|
|
|
19. |
Литературный калейдоскоп |
Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. |
|
|
20 |
Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»
|
Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. Коммуникабельность. |
|
|
21 |
Чтение рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга» |
Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга» |
|
|
22 |
Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»
|
Научить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием
|
1. Рассматривание картинок 2. Образец составления рассказа воспитателем 3. Рассказы детей 4. Физкультминутка 5. Составление рассказа по 4 картинкам Оценка детьми ответов друг друга
|
|
23
|
Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
|
Научить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Интерес к занятию. |
1.Чтение рассказа 2.Вопросы 3.Пересказ детьми 4.повторное чтение 5.Самостоятельный пересказ детьми 6.анализ
|
|
24
|
Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
|
Продолжать учить рассказывать о картине ( картина «Зайцы» из серии «Дикие животные», придерживаясь плана |
1. Рассматривание картины. 2. Образец составления рассказа воспитателем 3. Рассказы детей 4. Физкультминутка 5. Составление рассказа по картине Оценка детьми ответов друг друга
|
|
25
|
Чтение стихотворений о зиме
|
Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. |
3. дети повторяют , размеренно читают Повторное чтение Чтение детьми 4.анализ |
|
26
|
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
|
Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассмотрение отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображаемого ); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. |
1. Рассматривание картины. 2. Образец составления рассказа воспитателем 3. Рассказы детей 4. Физкультминутка 5. Составление рассказа по картине Оценка детьми ответов друг друга
|
|
27
|
Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце»
|
Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце» |
|
|
28
|
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»
|
Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство»(в сокращении). |
И.Сурикова «Детство» 4. дети повторяют , размеренно читают Повторное чтение Чтение детьми анализ
|
|
29 |
Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К.Феофанова «Нарядили ёлку…»
|
Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. |
|
|
30 |
Звуковая культура речи: дифференция звуков с-ш
|
Совершенствовать слуховое представление детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. |
|
|
31 |
Чтение рассказа С.Георгиева «Я спас Деда Мороза»
|
Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. |
|
|
32 |
Дидактические игры со словами
|
Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующие слова. |
|
|
33 |
Лексико- грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
|
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И.Карнауховой), помочь понять её смысл. Воспитывать понимание, любовь к русскому народному творчеству. |
Анализ |
|
34 |
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
|
Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать её.
. |
|
|
35 |
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
|
Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Любовь к русским народным сказкам. Сопереживание. Сострадание.
|
|
|
36 |
Чтение сказки «Сивка- Бурка» |
Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» |
|
|
37 |
Дидактические упражнения : «Хоккей», «Кафе» |
Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное пермещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения («Кафе») |
|
|
38 |
Чтение рассказов из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов». Дидактическое упражнение «Закончи предложение» |
Познакомить детей с маленькими рассказами о животных, из жизни пингвинов. Научить строить сложноподчинённые предложения. |
|
|
39 |
Пересказ рассказов из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов»
|
Научить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов» по своему выбору
|
|
|
40 |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж
|
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Взаимопомощь, коммуникабельность.
|
|
|
41 |
Рассказывание по картине |
Научить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Интерес к занятию. |
|
|
42 |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ |
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки |
|
|
43 |
Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.
|
Активизировать словарь детей.
|
|
|
44 |
Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»
|
Научить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. Творчество.
|
|
|
45 |
Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства»
|
Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика
|
|
|
46. |
|
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-Бах»
|
Научить детей дифференцировать звуки ц-ч, познакомить со стихотворением Дж.Ривза «Шумный Ба-Бах»
|
|
47. |
Чтение стихотворения Ю.Владимирова«Чудаки» |
Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям |
анализ |
|
48
|
Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово»
|
познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением Э.Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. Интерес к занятию, звукоподражание
|
1. Игра «Звучащие слова» 2. Чтение Э.Мошковской «Вежливое слово» 3. Физкультминутка 4. Обсуждение 5. Чтение Б.Шергина «Рифмы» 6. Беседа по прочитанному, наводящие вопросы 7. Анализ
|
|
49 |
Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» |
Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи внимание. |
1. Демонстрация картинок к празднику 8 – го марта 2. Составление рассказов по плану предложенному воспитателем 3. Придумывание названий к картинкам 4. Вопросы 5. Составление рассказ по сюжетным картинкам 6. Физкультминутка 7. нализ |
|
50 |
Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е.Благининой«Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном» |
Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; вызвать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. |
|
|
51 |
Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днём 8 марта» Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…» |
Научить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. Творчество. |
1. Беседа о празднике 2. Чтение стихотворений 3. Рассказ воспитателя Как я поздравила маму 4. Рассказы детей 5. Физкультминутка 6. Импровизации детей 7. анализ |
|
52
|
Обучение рассказыванию: описание кукол |
Помочь детям составить план описания куклы; научить дошкольников, составляя рассказы быть самостоятельными. Руководствоваться планом |
|
|
53 |
Беседа на тему «О друзьях и дружбе» |
Продолжить помогать детям осваивать нормы поведения, научить доброжелательности, умение вести непринуждённую беседу. |
|
|
54 |
Обучение рассказыванию |
Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» |
Чтение нанайской сказки «Айога» 1. Вопросы по содержанию 2. Придумывание своего варианта конца, середины, начала 3. Обыгрывание 4. анализ |
|
55 |
Завершение работы над сказкой «Айога» |
Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя, приучать выполнять домашнее задание |
|
|
56 |
Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» |
Продолжать приобщать детей к позиции; научить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. |
анализ |
|
57 |
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» |
Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная». Память, мышление. |
1 .чтение знакомых стихотворений 2 . повторное чтение 3 физкультминутка 4.чтение с последующим запоминанием стихотворения по теме занятия. 5. Повторное чтение по четверостишиям 6. Чтение детьми самостоятельно анализ
|
|
58 |
Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол» |
Проверить знают ли дети основные черты русской народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол» |
|
|
59 |
Лексические упражнения . Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» |
Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением- перевёртышем |
анализ |
|
60
|
Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р |
Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; научить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. |
анализ |
|
61 |
Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» |
Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик» |
|
|
62 |
Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой» |
Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» |
|
|
63 |
Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения |
Уточнить , что такое рассказ; ознакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей |
|
|
64 |
Пересказ сказки А.Н.Толстого «ЁЖ» |
Научить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Память. Мышление. |
2.Рассказы детей 3.Чтение сказки 4. дети делятся впечатлениями 5.повторное чтение Самостоятельный пересказ детьми анализ
|
|
65 |
Литературный калейдоскоп |
Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. |
|
|
66 |
Обучение рассказыванию по картинкам |
Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием |
|
|
67 |
Лексические упражнения |
Проверить насколько богат словарный запас детей |
|
|
68 |
Пересказ «загадочных историй» (по Н.Сладкову) |
Продолжать обучать детей пересказыванию. Мышление, логика |
анализ |
|
69 |
Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» |
Проверить , умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта |
|
|
70 |
Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» |
Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта |
анализ |
|
71 |
Звуковая культура речи ( проверочное) |
Проверить , умеют ли дети различать звуки ,и чётко и правильно произносить их |
|
|
72 |
Повторение пройденного материала |
Работа по закреплению пройденного материала |
|